Большое интервью с Эндрю Уилсоном
«Мы работаем для того, чтобы развлекать.» © Эндрю Уилсон.
Как глава Electronic Arts, Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) действительно производит хорошее впечатление на инвесторов.
На годовом собрании, которое прошло пару недель назад, акционеры были скупы на вопросы. Это если сравнивать с прошлогодними встречами, когда инвесторы были разочарованы в компании и ожидали изменений в лучшую сторону. Уилсон занял пост директора в сентябре 2013 года, до этого компания пару лет подряд побеждала в номинациях «Худшая компания Америки», а цены на акции находились в стагнации. После прихода Уилсона, цены на акции компании выросли примерно в 3 раза, а стоимость издателя перевалила за $21.1 млрд., обогнав при этом своего конкурента Activison с их $20.4 млрд. Последние 3 месяца, цена на акции ЕА держатся на отметке 10-летнего максимума.
Забавно то, что Уилсона не так уж и заботит цена на акции. Этот бывший разработчик, который поднялся по карьерной лестнице на играх под маркой EA Sports, придерживается принципа «Игроки важнее всего». Поставив главный приоритет на заботы и пристрастия своих геймеров, ЕА имеет все шансы наконец вернутся к своей давней славе. С приходом Уилсона, EA позволила игрокам гораздо плотнее знакомится с играми до их релиза, стало больше бета-тестов и ранних доступов, к тому же расширилась система обратной связи. Всё это делается ради более удачных стартов и стабильных серверов. Он также взял на себя финансовые риски и задержал релиз Dragon Age: Inquisition, до тех пор, пока игру доделывали. Как результат, игра отлично продалась и имела успех, заполучив множество премий года.
Но не всегда смена руководства идет на пользу компании. Бывают и случаи, когда новый лидер ничего не делает для развития. В пример можно взять студию Zynga, которая получила нового руководителя Дона Мэттрика (Don Mattrick), а после всех его неудач, обратно на пост вернулся Марк Пинкус (Mark Pincus). Последние пара лет показали, что для EA новый директор обернулся пользой.
Но и для Уилсона было не так уж просто поставить приоритетную задачу на игроков:
«Для нас это не так рискованно. Нам нужно просто слушать сообщество и давать им то, что они хотят. Когда я только начал делать игры, мы все собрались в зале и спросили: «Что мы хотим сделать? А что нужно игроку?» После чего мы просто выкладывали готовый результат на рынок и смотрели на реакцию. Так мы игры делали раньше. И больше мы так делать не будем. Теперь часть нашей компании постоянно общается с сообществом, мы интересуемся их мнением, участвуем в обсуждениях и предлагаем свои варианты развития игры, ищем компромисс между тем, что хотят игроки, и что можем сделать мы. Со стороны все это выглядит рискованно, но здесь, внутри, мы просто отвечаем на запросы наших пользователей. И мы продолжим работать именно так.»
Партнерство с Disney для создания игр по серии Star Wars, прочные отношения с NFL для разработки спортивных игр, а также дочерние компании, вроде PopCap, BioWare, Visceral или Criterion, позволяет EA оставаться самым мощным издателем в рядах онлайн сервисов, игр на PC и консолях, а также на мобильном рынке. База постоянных геймеров мобильных платформ ежемесячно заходит за границу в 150 млн. Для EA всё хорошо и с технической частью, у них есть свой сервис цифровой дистрибуции (Origin) и самый современный движок Frostbite, с которым работают многие студии. С такими инструментами, EA готова процветать на рынке видеоигр, который ежегодно, в сумме приносит более $92 млрд. Конечно, у них конкуренты, вроде Activision Blizzard, SuperCell, Tencent и Take-Two Interactive. Но пока растут эти компании, EA тоже не сидит на месте.
«Конкуренты, которые сейчас есть у нас — лучшие конкуренты за всю историю. Люди любят развлекаться и каждый день тратят на это много времени. Это может быть просмотр фильмов, различные игры, прослушивание музыки или чтение. К тому же шоппинг, как никогда, стал неотъемлемой частью нашей жизни. Amazon старается привлечь покупателей, делая этот процесс интересным и интерактивным, постоянно задаривая своих пользователей. Точно также и я хочу предлагать вам игры. Это не должно быть конкуренцией. Весь мир наконец проснулся и признал, что интерактивные развлечения, являются лучшей формой развлечения. Вдруг все начали делать именно то, что делаем мы.» — Говорит Уилсон.
Некоторое влияние на текущие изменения в EA, конечно, произвел и предшественник Уилсона, а именно Джон Ричителло (John Riccitiello), который смог продвинуть многие тайтлы, на которых компания сейчас и зарабатывает. Когда Ричителло покидал пост главы и передавал эстафету Уилсону, для EA это был период перехода от физических продаж к цифровым, т.е. к продаже игр, которые вы можете скачать сразу после покупки. По словам Уилсона, Ричителло оказал «решающее влияние» на цифровую инфраструктуру EA.
«Нет сомнений в том, что компания вместе со мной проделала 3 четверти пути, и Эндрю взял флаг и продолжил этот его вместе со своими инновациями.» — Сказал Ричителло.
На фото (слева направо): Патрик Содерлунд и Джейд Реймонд — два последних ключевых разработчика, присоединившихся к EA.
В последнем квартале, 77% доходов EA пришлись на цифровые копии. Здесь и продажа игр, и продажа подписок, а также различные услуги и внутреигровые покупки. В компании происходит много чего интересного, что позволит их кораблю двигаться по правильному курсу.
Уилсон превращает EA в компанию по привлечению профессиональных художников. Патрик Содерлунд (Patrick Soderlund), исполнительный вице-президент EA Studios, смог привлечь Эми Хениг (Amy Henig), которая являлась креативным ядром в создании серии Uncharted, и сейчас она работает над Star Wars. Новая сотрудница, в свою очередь, помогла компании нанять Джейд Реймонд (Jade Raymond), бывшую начальницу студии Ubisoft Montreal и ветеранку по разработке многочисленных блокбастеров. И с этого лета Джейд начала работу над новой игрой в студии Visceral.
«EA сейчас очень твердо стоит в финансовом плане, а также имеет множество талантливых кадров в своем штате, поэтому когда я посмотрела на возможности движка Frostbite и поговорила с Патриком, то поставила акцент на разработку игр в приключенческом жанре. Патрик и Эндрю взяли во внимание это направление и проявили желание направить силы на разработку.» — Говорит Джейд Реймонд.
На изображении: «Minions Paradise» — новая мобильная игра от EA.
Но за последнее время EA также потеряла ряд ключевых сотрудников, например, главу мобильной сферы, Франка Жибо (Frank Gibeau). Но Уилсон не позволил компании отойти на шаг назад. Вместо Жибо, он назначил главой Саманту Райан (Samantha Ryan), которая в прошлом была вице-президентом по производству игр в Warner Bros. Такие сильные личности собираются в EA по одной простой причине — у них есть отличные лидеры. И именно Уилсон старается сделать из компании, нечто вроде магнита по привлечению нужных людей. Помимо прочего, в рядах руководства становится больше женщин. И это тоже важно для EA, ведь давно пора менять стереотип об одиноких мужчинах геймерах. Средний возраст геймеров в США — 35 лет, и 48% из них — женщины. Для России цифры приблизительно такие же, 33 и 46%, соответственно. Еще больше статистики вы найдете в комментариях ниже.
В мобильной сфере аудитория еще более разношерстная. EA сражается во многих битвах на разных фронтах, и в основном с её главным соперником — компанией Activision. Мобильная платформа становится одним из самых глобальных сегментов в индустрии, и для EA важна каждая победа или поражение. Что касается мобильных устройств, Уилсон сказал: «Неважно где будут наши игроки, мы тоже будем там. Вот почему мы разрабатываем игры для Apple и Android.»
И если игроки хотят виртуальную реальность, то они её получат.
«VR — это отличная возможность получить еще больше погружения и еще больше впечатлений от видеоигр. Но как вы знаете, сейчас на рынке около 5 или 6 игроков в этой сфере. Наша задача не выбрать сторону одного из них. Наша задача построить технический слой, который сможет облегчить погружение в виртуальную реальность, независимо от того, какое устройство у вас есть, будь это очки, дополненная реальность, капсула (как в фильме «Вспомнить всё») или даже целая комната. Мы стараемся построить ядро, которое объединит в себе все эти возможности, и предложит именно вам выбирать.» — Говорит Уилсон.
На изображении: Star Wars: Battlefront — одна из игр, которая сможет привлечь новую аудиторию к EA.
Руководство тесно работает с остальным персоналом, проходя через все этапы разработки. Новая EA рискует и делает много того, чего раньше EA не делала. Новая Rory McIlroy PGA Tour была достаточно забавным развлечением, позволяя сыграть в гольф, например, на карте Шторм на Параселах из Battlefield 4. Команда Содерлунда начала сотрудничество с крошечной инди-студией, которая разрабатывает интересную игру Unravel с необычным персонажем созданным из пряжи. EA также ввела женскую лигу в FIFA 16.
Это такие небольшие, но ощутимые изменения в EA. И Содерлунд говорит, что издатель и впредь будет таким же творческим, а не только корпоративным.
«Я прекрасно понимаю, что мы, в первую очередь, развлекательная компания. Мы не финансовое учреждение и не торговая компания. Мы работаем для того, чтобы развлекать. Сейчас EA является достаточно уважаемой и авторитетной компанией-издателем. И это можно сказать не только об Эндрю, но и обо всей команде в целом. Я здесь уже довольно долго, и я никогда не видел такого хорошего полноценного сотрудничества внутри компании.» — Говорит Содерлунд.
Нам же остается только продолжать следить за развитием событий. Новые игры, такие как Mirror’s Edge Catalyst или Star Wars: Battlefront, получают высокую долю ажиотажа среди поклонников. Во время E3, игры от EA оценили более 53 миллионов раз, и 22 миллиона просмотров пришлось на Battlefront. А во время анонса Mass Effect Andromeda, зрители едва сдерживались от радостных воплей. Этого они действительно ждали.
Успех заключается в знакомстве со своими фанатами, нужно знать то, чего они хотят. Несмотря на множество рисков, Уилсон надеется удивить почитателей новыми играми.
«Мы понимаем, что наступит день, и игрокам захочется чего-то совершенно другого. И мы должны быть готовы к этому дню. Мы должны инвестировать в новые IP и заниматься наработками. И возможно, сегодня они будут выглядит очень рискованными, но в конечном итоге это может стать новым хитом. Это важная часть нашей стратегии» — Закончил Уилсон.
На фото: Эндрю Уилсон, исполнительный директор EA, во время пресс-конференции E3 2015.