Великая война: Начало. Союзники и противники
Инди Найдэлл* голосом DeToma7o рассказывает о первых неделях Первой мировой войны, о том, как все начиналось, и о тех, кто боролся за величие, а кто просто хотел независимости и/или спокойствия. Рекомендуется к просмотру всем, кто ждет Battlefield 1 ;)
Перевод: Паша «Snusmoomrik»
Текст читал: DeToma7o
* Справка: Великая война (The Great War) – популярный англоязычный канал, посвященный теме Первой мировой войны. Его бессменный ведущий Индиана Найдэлл (Indiana Neidell), начиная с 2014 года, каждую неделю «отправляется» ровно на сто лет назад, чтобы поведать нам о происходящем в те дни в Европе.
** Предыдущий выпуск: Европа входит в Первую мировую
Текстовая версия
Меня зовут Инди Найдэлл, и я рад приветствовать вас на канале «Великая война».
Это шоу расскажет вам о Первой мировой войне, от 28 июля 1914-го до 11 ноября 1918-го. От начала и до конца, неделя за неделей, ровно 100 лет спустя. И для того, чтобы вы лучше поняли происходящее в первые недели войны, мы подготовили небольшую предысторию, несколько вступительных эпизодов. Смотрите все это на нашем канале.
Знаете, что случилось 100 лет назад в прошлом месяце? 28 июня 1914 года был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, что стало той маленькой спичкой, которая разожгла костер Первой мировой. Спустя полный месяц с момента убийства была объявлена война, и сегодня, 28 июля 2014 года, прошло ровно 100 лет с начала Первой мировой, или, как ее еще называли, «Великой войны» или даже «Войны ради конца всех войн».
И, в отличие от большинства других передач, посвященных теме Первой мировой, мы ненадолго забудем о Франце Фердинанде, и поговорим о других вещах.
Последствия Великой войны были огромны и сказались почти на каждом жителе каждой страны на всей планете. Перестали существовать четыре великие империи, увидели свет новые нации и невероятным образом выросло количество различных общественных движений — таких как интернационализм или фашизм, которые навсегда изменили мировой политический ландшафт.
Только с точки зрения технологий Великая война потащила мир вперед семимильными шагами. Автомобили и самолёты существовали и до войны, но к 1918-му у нас появились танки, дизельное топливо, бомбардировщики и истребители, а также большие самолеты, которые позже станут пассажирскими.
Масштабы трагедии были невероятными. Хоть нам и недоступны точные цифры, на войне погибли или получили серьезные ранения порядка 40 миллионов человек, включая 10 миллионов мертвых солдат. И это в мире, где население составляло лишь четверть от нынешнего.
Но почему именно Великая война? Зачем она началась? Для чего? О войне в Европе часто говорили в самом начале двадцатого века. Иногда с нотками романтики, как это делало военное командование никогда не бывавшее в сражениях, но мечтавшее вернуться домой в лучах славы. Но еще чаще о войне говорили как о неизбежной, ведь ее подстегивали волны революционных настроений, массовые беспорядки и забастовки рабочих, и, прежде всего, лихорадка национализма. Все это направляло европейский курс начала двадцатого века.
Теперь давайте рассмотрим детали, неделя за неделей. Подумайте о немецкой Европе. Не сегодня, а 100 лет назад. Наиболее ярко эта тема описана в бестселлере «Срединная Европа». Я не о той немецкой Европе, которая была охвачена нацизмом, а о той, где доминировала немецкая культура и политика. Видите ли, Пруссия, а затем объединенная Германия, стала ведущей европейской державой после победы Бисмарка над Францией в 1871 году. Следом события здесь стали развиваться только быстрее.
К 1914 году Берлин был культурной столицей Европы, где вы могли получить лучшее образование. Герц, Рентген, Мах и Дизель – эти имена из того периода. Британский кабинет министров, российские большевики — все они учились в Германии, которая даже сменила Англию на посту промышленного гиганта Европы. Многие люди, не только немцы, мечтали о немецкой Европе или как минимум о многонациональном немецком содружестве. Это содружество могло бы защитить себя от Англии и США, ввозить сырье из Франции или Скандинавии, иметь свое производство угля и стали, и, возможно, даже свои колонии в Северной Африке или на Среднем Востоке, где была нефть. Мечты впечатляющие, но и не слишком фантастические. Особенно, если вспомнить, что происходило в то время за пределами Европы. Африка с Индией управлялись из Европы, Китай стоял на краю пропасти вместе с Османской империей, и все, что нужно было сделать Германии — это договориться с немецкоговорящим соседом на юге.
Германия заключила союз с Австрией в 1879 году. Правда, была одна большая проблема с Австро-Венгерской империей — она была весьма шаткая. Причин несколько, но я назову основную – Австрия испытывала серьезные проблемы с управлением. Вообще, если посмотреть на мир того времени, Австрия была анахронизмом. Остальная Европа проходила сквозь эпоху национализма, но в Австрии до сих пор было 15 разных версий национального гимна. Император Франц Иосиф на престоле с 1848 года, ему уже 84, и современная Европа явно не для него. Принимаемые им решения вызывали все больше сомнений. Например, в 1908 году он решил аннексировать Боснию и Герцеговину, которая формально входила в состав Османской империи. Тогда это многих разозлило, не говоря уже об Османской империи. В крупнейших странах вспыхнули протесты, особенно шумные прошли в соседней Сербии. И я даже не знаю, смогу ли выразить то, насколько мощными были анти-австрийские настроения среди славянских народов и жителей Балкан.
Оглядываясь назад, вы можете подумать, что Вене следовало просто сказать «окей, парни, теперь у вас может быть своего рода панславянское государство под нашим контролем», и это бы немного охладило градус. Но они этого не сделали. Они вообще ничего не сделали. Понимаете, в течение многих лет Вена пыталась контролировать свои национальные меньшинства путем откупа. И до такой степени, что даже на армию средств уже не оставалось. Не смотря на то, что австрийская армия была в десять раз крупнее британской, денег она получала значительно меньше. Так что они просто не могли себе позволить продолжать откупаться, да и работало это уже не так эффективно. Вот и решили в Вене ничего не делать, надеясь, что катастрофа обойдет стороной. Не обошла.
Наверно, это все достаточно сложно звучит? Так и есть. 40 лет не было настоящей европейской войны. Любые войны сдерживались сложной и постоянно меняющейся системой альянсов. Советую почитать об этом — оно того стоит. Но вот основное:
Германия и Австро-Венгрия — это две из трех стран Тройственного союза, так ведь? Италия тогда была третьей, но в случае войны на ее помощь всерьез никто не рассчитывал. Германия и Франция исторически имели разногласия, которые только усилились после того как Пруссия прошлась по всей Франции во Франко-прусской войне. Франция и Англия были союзниками, но оказалось, что в начале двадцатого века Франция подготовила план действий в чрезвычайных ситуациях, который предусматривал вторжение в Англию. Когда Германией правил Бисмарк, он культивировал дружбу с Россией, но то время ушло. Теперь немецкая элита смотрела на Россию сверху вниз. А та объединилась с Францией, когда немецкая промышленная и военная мощь набрала серьезные обороты. И в 1907-м был объявлен официальный союз между Англией, Францией и Россией, именуемый Антанта.
Германская империя была дружна с Османской. И для России было ужасно, если бы немцам стал подконтролен пролив Дарданеллы, через который она отправляла 90% экспорта пшеницы. Россия поддерживала Сербию и все славянские народы, а значит, ее интересы сталкивались с интересами Австро-венгерской и Османской империй. И все, абсолютно все боялись очередного балканского взрыва.
Ух. Это всё, но не совсем. Прежде чем закончить, я хочу упомянуть уникальный случай Германии и Британии. Немцы и англичане восхищались друг другом в отношении культуры, промышленности и военного дела. Особенно Германия выделяла Англию в морском плане, считая ее флот самым великим. Многие немцы были убеждены в том, что британский флот — это ключ к их успеху, их власти, их величию. Сейчас я процитирую историка Нормана Стоуна: «Последнее, что нужно было Германии — проблемы с Великобританией. И грандиозная ошибка двадцатого века произошла тогда, когда Германия построила флот, предназначенный для нападения на англичан».
Весьма серьезные слова. И вот еще что. Кайзер, который стоял во главе Германии, полностью игнорировал тот факт, что немецкий народ не хотел войны с кем-либо. Он восхищался и уважал англичан. Но построил флот. Флот, чья единственная цель — бросить вызов Британии. Уинстон Черчилль, в то время Первый лорд Адмиралтейства, предложил взаимно приостановить строительство кораблей, рассудив, что для Британской империи флот был необходимостью, а для Германской — роскошью. Но кайзер Вильгельм не внял предложению и построил-таки немецкий флот. Который, к слову, требовал треть немецкого оборонного бюджета, что означало, что Германия не сможет позволить себе войну на два фронта против Франции и России, если таковая начнется. Это также означало кучу гигантских линейных кораблей, стоящих в немецких портах и смотрящих в сторону Англии. Подразумевалось, что между Англией и Германией грядут серьезные морские сражения, особенно по части субмарин. Но эти боевые корабли не делали ничего — они всю войну простояли в портах, занимая место, пока их команды не взбунтовались. Немецкие корабли имели лучшую броню, они действительно впечатляли, но так и простояли там, дразня Англию, которая построила флот в два раза больше и вместе с Францией и Россией придерживалась оборонительных договоренностей.
Интересно было, не правда ли? На сегодня я закончу, но как-нибудь обязательно расскажу вам о том, что происходило в Сербии, Италии, и в других солнечных странах с богатой культурой. Не забудьте подписаться и рассказать в комментариях, насколько интересно вам было увиденное, и хотите ли бы вы продолжать получать важные порции истории Первой мировой на канале Battlefield Network. С вами был DeToma7o. Переводил Паша Snusmoomrik. Не переключайтесь!