Великая война: Начало. Европа входит в Первую мировую
Инди Найдэлл голосом DeToma7o рассказывает о самом начале Первой мировой войны, о том, что ей предшествовало, как и почему все начиналось.
Друзья! Данным выпуском мы бы хотели начать серию из нескольких таких же передач, которые затрагивают интересные события Первой мировой. Но, понятно дело, без ваших положительных отзывов мы этого делать не будем. Пожалуйста, посмотрите этот выпуск и оставьте в комментариях свое мнение, пожелания. Спасибо.
Перевод: Паша «Snusmoomrik»
Текст читал: DeToma7o
Текстовая версия
Справка: Великая война (The Great War) – популярный англоязычный канал, посвященный теме Первой мировой войны. Его бессменный ведущий Индиана Найдэлл (Indiana Neidell), начиная с 2014 года, каждую неделю «отправляется» ровно на сто лет назад, чтобы поведать нам о происходящем в те дни в Европе.
Меня зовут Инди Найдэлл, и это канал «Великая война», в котором мы, спустя целый век, неделя за неделей будем рассказывать вам о Первой мировой войне, отматывая календарь ровно на сто лет назад. И так до ноября 2018 года, т.е. до 1918-го.
Время активных действий и время спокойствия, время беспощадных сражений и время надежды – мы остановимся на каждом отрезке.
Мы уже подготовили несколько специальных выпусков, которые станут своеобразной прелюдией к войне. И также обязательно расскажем вам об убийстве эрцгерцога и его жены, что стало одним из ключевых моментов в нашей истории. Все эти эпизоды выйдут в ближайшие дни.
Сто лет назад, 28 июля 1914 года, Австро-Венгерская империя объявила войну Королевству Сербия. И за считанные дни все это переросло в Первую мировую.
Сейчас люди часто говорят о так называемом «карт-бланше» — когда 5 июля 1914 года император Германии Вильгельм заявил о своей безоговорочной поддержке Австрии, вне зависимости от того, какие действия она предпримет в отношении Сербии. И данный факт рассматривается как основной аргумент в пользу ответственности Германии за войну. Но тут не все так просто.
В течение нескольких дней после убийства австрийского эрцгерцога Фрáнца Фердинáнда сербским националистом Гаври́ло При́нципом, на улицах Австро-Венгрии, а также Боснии и Герцеговины и Хорватии, где сербы составляют значительный процент населения, проходит волна анти-сербских уличных беспорядков. Также в Вену поступают донесения о пособничестве Сербии в заговоре, но официальная Европа на это убийство практически не реагирует. Однако, Австрия уже полна идеями, главные из которых исходят от тогда ещё начальника полевого Генштаба Конрада фон Хётцендорфа. Как я люблю это имя.
Конрад страстно мечтал о величии Австрии. Его также описывали как [цитата] «самого опасного представителя офицеров, но весьма глупого и чрезмерно энергичного». За полтора года до сегодняшнего дня в 1914 году он упрашивал правительство вступить в войну не менее 26 раз. Важно отметить, что ныне покойный Франц Фердинанд неоднократно призывал императора Франца Иосифа против войны с Россией или с Сербией.
Произошло убийство, и Конрад получает средства для сдерживания сил и амбиций Сербии. И теперь, чтобы понять следующие несколько недель, мы должны взглянуть на Германию и Россию 1912-го года, когда Кайзер сказал своим генералам Вон Мо́льтке и Вон Ти́рпицу следующее: «Австрия должна решительно действовать против иностранных славян … И если Россия поддержит Сербию, то война для нас неизбежна».
Сегодня многие из нас уверены, что довоенная Россия – это некое захолустье. Но это не совсем так. К 1914-му году Россия стала четвертой по величине экономикой мира. Да, была нехватка средств, которая не позволяла построить и оснастить ее армию так, как это могла себе позволить Германия. Но было кое-что более важное – ее железные дороги.
К 14-мо гуду в России действует золотой стандарт, бурно развиваются железные дороги, и страна сможет легко защитить свои границы всего за несколько лет. И Высшему командованию Германии это вселяло серьезные опасения, поскольку Россия, очевидно, имела преимущество живой силы, особенно, когда ее железные дороги оказались под стать немецким. В общем, 7 июля рейхсканцлер Германии Теоба́льд фон Бе́тман-Го́львег написал в своем дневнике о том, что Россия являет собой абсолютный кошмар, и что немецкие генералы уверены, что война должна начаться до того, как станет слишком поздно. Мол, к 17-му году у Германии не будет никаких шансов, поэтому лучше остановиться на 14-м. Стоит сказать, что это было мнение генералов и некоторых государственных деятелей, но это не было мнением всего немецкого народа. У Германии было серьезное сосредоточение социалистов в Европе, и они составляли большую антивоенную часть общества.
Итак, Кайзер написал 30 июня: «Сербы должны быть уничтожены и как можно скорее», пообещав Австрии всецелую поддержку от Германии. Он так и заявил австрийскому послу, что если война между Австро-Венгрией и Россией окажется неизбежной, Германия будет на стороне Австрии. ОДНАКО, и это очень важно, он также сказал своему канцлеру, что не верит в перспективу войны, что, по его мнению, Россия еще не готова. На следующий день Император, в рамках своего ежегодного трехнедельного отпуска, отправился круизом в Норвегию. Что не совсем походило на действия человека, который готовился к крупным военным действиям. Поэтому навряд ли Кайзер серьезно рассматривал возможность Мировой войны.
Итак, 7 июля правительство Австро-Венгрии встретилось, чтобы обсудить сербский вопрос, и склонилось к войне, которая бы уменьшила размер Сербии и сделала ее зависимой от Австрии.
13 июля из Сараево в Вену пришел секретный доклад, согласно которому не было никаких доказательств причастности сербского правительства к убийству. Но это уже ничего не меняло. А меняло следующее. Франц Иосиф, Император Австрийской империи и дядя Франца Фердинанда, пришел к убеждению, что Австрия может выступить против Сербии без вмешательства прочих государств, и согласился на объявление ультиматума. К 19 июля в него вошли 15 требований, основанных на бездоказательной связи белградского правительства с убийством эрцгерцога.
Вы сами можете ознакомиться со всеми требованиями, но вот пара действительно ярких: произвести чистки госаппарата и армии от офицеров и чиновников, замеченных в анти-австрийской пропаганде, разрешить полиции Австро-Венгрии проводить на сербской территории следствия и наказания виновных в анти-австрийских действиях. Да, они будут вершить правосудие на территории другой страны.
Как вы уже поняли, ультиматум содержал заведомо невыполнимые условия. Его отправили 23 июля, и у Сербии было 48 часов на согласие. 25 июля в 6 часов вечера Сербия дала ответ. Она согласилась с тем, что анти-австрийские пропагандисты должны быть наказаны и подавлены, и фактически дала добро по всем остальным пунктам, кроме одного — Австрия не должна участвовать в судебных процессах Сербии, и напомнила о международном трибунале в Гааге.
Все посчитали такой ответ замечательным. Кроме Австрии, которая была полна решимости идти на войну. К слову, через пару дней Россия предложила открытый диалог в Вене с целью разобраться в конфликте. И получила отказ. Попытка британцев также была отклонена.
А знаете, что еще интересно? 100 лет назад, 28 июля 14-го года Кайзер Вильгельм, полностью зачитав текст австрийского ультиматума и ответ Сербии, заявил, что не видит причин для того, чтобы Австрия объявила войну. Да, это после всего случившегося. Немецкий Император писал: «Большая моральная победа для Вены устраняет любой повод для войны»… И спустя примерно час Император Франц Иосиф, уверенный в поддержке Германии, подписывает декларацию о войне с Сербией. И эта декларация станет смертельным приговором всей его Империи.
Что ж, скоро увидимся. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующий интересный выпуск о Первой мировой. Который мы, в Battlefield Network, обязательно переведем и озвучим, если вам понравился этот. Поделитесь с нами в комментариях – хотите ли вы продолжения? Ну и, разумеется, оставайтесь с нами и не переключайтесь!